Билет № 20 Вопрос №1: Основная документация на навигационном
мостике.
Вопрос
№2: Гидродинамическое
взаимодействие судов в узкостях при обгоне и на встречных курсах.
|
Взаимодействие
судов при встречном расхождении схематично выглядит следующим образом: I. Под
влиянием областей повышенного давления обоих судов их носовые части будут
стремиться отклониться в разные стороны. II. Самый
опасный момент в ситуации – массы воды от носовых оконечностей устремляются к
области пониженного давления и увлекают за собой носовые части обоих судов. III. В этой
ситуации в узком пространстве между бортами скорость V воды
увеличивается, давление будет меньше, чем со стороны наружных бортов. Суда
будут стремиться сблизиться бортами. IV. В этой
ситуации кормовые части будут находиться напротив областей пониженного
давления и будут стремиться друг к другу. V. Повышенное
давление в кормовых оконечностях обоих судов будет их взаимно отталкивать,
стремясь отвести друг от друга. Такое
взаимодействие судов проявляется сильнее при расхождении судов на больших
скоростях и на малых расстояниях между ними. Большему влиянию подвергается
меньшее из встречных судов. |
Взаимодействие судов при
обгоне схематически выглядит так
|
I. Судно А
приближается к судну Б. Когда носовая часть судна А приблизится к корме судна
Б, тогда за счет разности давлений в оконечностях нос судна А и корма судна Б
будут сближаться. II. В этом случае
наблюдается боковое смещение судов или присасывание вследствие того, что
гидродинамические силы сохраняют свое направление, а точки их приложения
смещаются ближе к миделю. III. Судно А
кормовой частью приблизилось к носовой части судна Б, за счет разности
давлений в оконечностях нос судна Б и корма судна А будут стремиться
сблизиться.
|
Вопрос
№3: Какая роль и значения
штурманской расписки и коносамента?
Билет
№ 5
Вопрос
№4: Предотвращение
возникновение пожара на судах.
Наблюдение за судном с
точки зрения пожарной безопасности, главным образом, осуществляется вахтенной
службой. При
стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несении вахт, создается расписание
пожарной вахты, на которую возлагается:
• периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем - не реже чем
через 2 часа, ночью - не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения
пожара или поступления в корпус воды;
• проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне,
пожарно-профилактического режима;
• проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по
судну.
Обращение с пожароопасными материалами
Для предупреждения возникновения пожара
запрещается хранить:
• в открытом виде горюче-смазочные материалы;
• материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные или пропитанные
маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться;
• свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом
помещении;
• загрязненные и сырые угольные мешки;
• краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь,
обстрижка и прочие волокнистые материалы;
• легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально
предназначенных кладовых или местах;
• не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых
истек или они отказали в действии при их применении).
Использование электроприборов и
открытого огня
- в трюмах, грузовых и балластных
танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи
выхода воздуха из них;
- вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными
материалами и в местах разборки топливного трубопровода;
- в аккумуляторных помещениях;
- в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, шкиперских,
ветоши и пакли, сухой провизии;
- в плотницкой мастерской;
- вблизи шахт и головок вентиляции;
- в непосредственной близости от легковоспламеняющихся
материалов;
- во всех помещениях с целью освещения;
- на расстоянии менее 10 м от мест расположения баллонов с горючими
газами;
- вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего
сгорания.
Курение
Курение на судне разрешается только в
специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в
жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.
В местах для курения
экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из
несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения».
Курение в каютах без
наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается.
На танкерах курение и
использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть
обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.
Выбрасывание окурков и
горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.
Пути перемещения людей
Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и
эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы.
Все двери жилых
помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.
Проведение огневых работ
К огневым относятся работы, связанные с
нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и
конструкций.
К огневым работам, проводимым
на судах, относятся:
газовая сварка и резка; плазменная резка; электросварка; нагрев
деталей открытым огнем (обычно паяльной лампой); пайка; механическая
обработка металла с выделением искр.
При
нахождении судна в море производство огневых
работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом
журнале.
Ответственными за
проведение работ с использованием открытого огня являются:
• старший помощник капитана - при работах в грузовых трюмах, производственных
цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и
надстроек;
• главный (старший) механик при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле
гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической
службы.
К огневым работам
допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную
соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их
началом обязан:
• произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
• осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
• привести в готовность к немедленному использованию противопожарные сие темы и
оборудование данных помещений;
• обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
• удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и
горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
• обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
• проверить возможность немедленной герметизации помещения;
• проверить исправность аппаратуры для производства работ и одежду
сварщиков;
• выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних
помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
• доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику
капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство
работ.
Вахтенный помощник
после проверки готовности места к проведению огневых работ делает
соответствующую запись в судовом журнале.
Вопрос №5: What is your position?