Билет
№ 3
Вопрос №1: Планирование рейса на
участках трансокеанских переходов.
Когда трасса
предстоящего плавания включает в себя океанский переход, влияние погоды и
состояния моря приобретают особо важное и нередко основное значение при выборе наивыгоднейшего
пути судна. При осуществлении такого выбора нередко возникает потребность
удовлетворить самые разные запросы – переход должен быть безопасным,
экономичным, протекать в желаемые сроки и при наиболее благоприятных внешних
условиях.
Наивыгоднейший
путь судна из одной точки на земной поверхности в другую совпадает с кратчайшим
расстоянием между этими точками, то есть с дугой большого круга. Трудность
заключается в том, что на применяемых для целей судовождения меркаторских
картах ортодромия в виде прямой линии не изображается. На них для прокладки
удобнее использовать локсодромию.
При плавании по
экватору и меридиану или вблизи их ортодромия и локсодромия совпадают. Но с
увеличением широты на курсах отличающихся от 0° или 180°, эта разница возрастает.
Вычислим длину локсодромии и ортодромии между двумя поворотными точками при
плавании по Атлантическому океану. Координаты начальной и конечной точек:
Локсодромический курс рассчитывается по формуле, где значения подставляются без учета знаков, а у полученного курса первая буква будет соответствовать разности широт, а вторая – разности долгот:
КЛ = arctg (РД / РМЧ)
Длина локсодромии, рассчитывается по формуле: SЛ = РШ / cos КЛ
Длина ортодромии, рассчитывается по формуле: D = 60 arccos (sinjН × sinjК + cosjН × cosjК × cos РД)
Выигрыш в расстоянии D и выигрыш в процентном отношении D% вычисляеся по формулам:
D = SЛ – D
D %= (SЛ – D)/ SЛ · 100%
Вопрос №2: Методы определения: дедвейта, БРТ, НРТ, чему равняется 1 регистровая тонна?
дедвейт (DWT) представляет собой разность
между полным водоизмещением (водоизмещение судна с топливом, маслами,
технической и питьевой водой, вес грузов, пассажиров с багажом, экипажа и
продовольствия) и водоизмещением порожним
Регистровая тонна— единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть
2,83 м³. В настоящее время не применяется.
Регистровыми тоннами в судоходстве ранее, до вступления в силу Конвенции по
обмеру судов 1969 года, измерялся объём судна, и объём помещения, могущего быть
занятым под полезный груз. В регистровых тоннах исчислялся:
Брутто-регистровый тоннаж (БРТ; валовая регистровая вместимость судна;
англ. gross registered tonnage) — вместимость судна, вычисляемая на основе
данных обмера внутренних помещений судна (как трюмов, так и надпалубных
надстроек, используемых для перевозки груза и пассажиров);
Нетто-регистровый тоннаж (НРТ; чистая регистровая вместимость судна; англ.
net registered tonnage), равный брутто-регистровому тоннажу за вычетом объёма
помещений, не предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.
Вопрос №3: Как организован контроль по выполнению судами
требований Конвенции МАРПОЛ-73/78 в портах мира?
Контроль за выполнением Приложения 6 Марпол возложен на портовые власти стран, ратифицировавших конвенцию. Уполномоченные структуры имеют право проверять судовые документы, оценивать количество и расход топлива, исходя из того, когда судно вошло в зону ограничения, сколько там находилось и когда ее покинуло. Во время движения может происходить анализ информации от газоанализаторов, вплоть до замеров содержания серы в выхлопе с борта вертолета. Этим контрольные процедуры не исчерпываются. В настоящий момент неизвестно, каким образом будут проводиться эти проверки, какие санкции будут применяться и т. п.
Вопрос №4: Расчет критерия погоды по требованиям ІМО.
Существуют методики расчета
критерия погоды судна с применением диаграммы динамической остойчивости (ДДО)
одним из основных
критериев остойчивости судна является критерий погоды (критерий сильного ветра и бортовой
качки). Его расчет должен осуществляться
для каждого варианта нагрузки судна с помощью
соответствующей ДСО –
графически решается задача оценки динамического угла крена судна
Сравнивая между собой
углы крена φ1 и φ2, определяем критерий
погоды судна, а именно: если φ1
≤ φ2 (что означает S1 ≥ S2 ), то остойчивость судна по критерию погоды
считается достаточной и наоборот
Вопрос №5:
What is your
height?